На задних рядах класса во время уроков всегда образуется нечто вроде галерки. Для каждого из учителей – это источник постоянного напряжения. Чуть зазеваешься, – уже не слушают, болтают, шумят. Прикрикнешь, – смолкают, но не надолго. А в лучшем случае начинают под партой заниматься посторонними делами – мешать не мешают, но ведь им то знания нужны… А каждый учитель старается их научить!
ЭКСТРЕННЫЕ МЕРЫ
Вмешательство – подсказка 1
Галерка существует хотя бы потому, что есть авансцена. Уйдите с авансцены в конец класса, и галерка превратится в партер.
Но это не значит, что первые парты тут же превратятся в галерку. (Первые парты – это особые парты, хотя бы потому, что рядом с ними доска.) Более того, внимание сидящих на первой парте к вам повысится, вы увидите это по повороту детских голов на 180 градусов.
Вмешательство – подсказка 2
Галерка бывает особенно шумной (громкой), когда учитель сам говорит громко. Попробуйте перейти на шепот или на басы. Не смущайтесь, если несколько первых реплик потонут в общей гаме. Продолжайте, как ни в чем ни бывало, и ученики постепенно, один за другим, реагируя на непривычное, начнут-таки к вам прислушиваться.
Можно также вдруг начать говорить, с каждым словом все медленней и медленней – увеличивая паузы и растягивая гласные (в первую очередь те, что под ударением).
В любом случае замена звукового ряда в вашей речи заострит слух учеников и привлечет их внимание к вам.
Вмешательство – подсказка 3
Когда ситуация на уроке уже вышла из-под контроля и класс, как говорится стоит на ушах, учителю иногда полезно сделать что-нибудь экстраординарное: например. Внезапно сесть на корточки (или наоборот, влезть на стул), и как ни в чем ни бывало продолжать урок оттуда.
Вмешательство – подсказка 4
Галерка – это, прежде всего, нерабочая атмосфера. Поэтому полезно время от времени проводить коротенькие эстафеты на скорость. Чтобы за короткое время мобилизовать весь класс, условия таких эстафет должны быть очень простыми. По очереди вставать с места и называть, например, находящийся в комнате предмет определенного цвета или качества (или с определенной буквой в названии). Можно называть любое слово: например, существительное женского рода, имя литературного героя или город (даже на математике!). Повторяться, чур, нельзя!
А можно провести эстафету с мелом у доски.
Задание: написать любую букву или цифру – какой ряд быстрее? чем проще задание, тем лучше.
Конечно, можно привязать эстафету и к нуждам урока (например, каждый выбегающий из ряда пишет на доске формулу по физике). Но будьте осторожны! Из-за дидактичности задания может существенно снизиться мобилизация.
Напоминаем, что популярная детская игра «испорченный телефон» также строится на принципе эстафеты. В классе это можно сделать так: какое-то слово пускается по среднему ряду, а крайние ряды «ловят слово», то есть пытаются его отгадать.
Вмешательство – подсказка 5
Предложите ребятам объединиться в несколько команд. Кто-то в команде все равно может выпасть из работы. Но в малой группе и проблемы галерки тоже малые.
Вмешательство – подсказка 6
Двигательные упражнения налаживают, рухнувший было, ритм урока (в том числе из-за галерки). Полезно двигать стулья и парты. Но делать это надо быстро, в очень хорошем темпе, постепенно усложняя упражнения требованием, например, четкости, слаженности или ограничением во времени и проверкой результата.
Вмешательство – подсказка 7
В разгар неделового шума попробуйте четко произнести: «Все встали!» — и встать самому. (Или наоборот: «Все сели!» — и сесть самому.) Если вы до этого стояли, то предварительно сесть (и наоборот).
Действуйте не столько громким голосом, сколько мобилизацией собственного тела. Треть класса поднимется – уже хорошо. За ними, глядишь, подтянутся и остальные.
Важно чтобы следующая ваша реплика была неожиданной, например: «Посмотрели на потолок!» (варианты: улыбнулись, почесали затылки, сели на корточки и т.д.). При этом нужно обязательно и самому выполнить команду: посмотреть на потолок, почесать в затылке и т.д.
Вмешательство – подсказка 8
Начните задавать «нарушителям» конкретные вопросы: «Хочешь выйти? Выходи!» Но это надо делать абсолютно деловым тоном, не впадая в амбиции и выяснение отношений.
Или: «Устал? Ну пойди поиграй на коврике…»
Или: «Давайте все послушаем, о чем там говорят Петя и Вася. Наверное, о чем-то важном?..»
Но помните, что эти варианты – какими бы элегантными они ни казались – в конечном счете работают на запугивание. Выделить кого-то одного – чтоб ему стало неловко – значит работать не на объединение класса, а на его разъединение.
Вмешательство – подсказка 9
Хорошо налаживают общий ритм упражнения-разминки, связанные с одновременностью действий. Один из вариантов «Дружного эха», «Кто-о меня слышит…», «Выхода ряда» поможет ученикам, по той или иной причине выпавшим из контекста урока, испытать азарт, вместе с ним включиться в общую работу и понять суть происходящего.
ПОСТСКРИПТУМ
«Это все, конечно, хорошо, – может подумать кто-нибудь из учителей, – Но у меня программа. Мне некогда заниматься такими пустяками. Каждая минута на счету».
Если это действительно так, то остается вам позавидовать. Ну, а если каждая минута на счету только у вас? А дети «маются» в ожидании звонка на переменку, тогда грустно.
Когда вы вдруг оглянетесь и увидите, что «бежите во все лопатки», но, увы, в одиночестве, вот тогда, может быть, наши игровые разминки не покажутся Вам пустяками. И Вы отважитесь «в ущерб программе» использовать их на своих уроках.
Вы сможете открыть в них глубокий дидактический потенциал, о котором и не мечтали, – и даже получит возможность углубления в учебный материал. И тогда, глядишь, добрую половину урока Вы начнете строить на играх-разминках. А они, в Ваших творческих руках, из незатейливых приемчиков превратятся в добротные дидактические приемы, позволяющие всему классу открывать в материале неожиданные глубины и проживать время урока насыщенно.
разгарнуць » / « згарнуць