Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Карват Владимир Николаевич

Владимир Николаевич Карват

Награжден 21.11.1996 (посмертно) (указ № 484 от 21.11.1996). Подполковник авиации. Пожертвовав собственной жизнью отвел падающий самолет от населенного пункта. Награжден за мужество и героизм, проявленные при исполнении воинского долга.

ВЛАДИМИР КАРВАТ. Человек, который первым был удостоен звания Героя Беларуси. Он отвел горящий самолет в сторону от деревни Арабовщина Барановичского района и тем самым спас немало жизней. 21 ноября 1996 года вышел Указ Президента о награждении летчика медалью Героя. Посмертно. 

Владимир КАРВАТ родился в Бресте 28 ноября 1958 года. Военный летчик первого класса, подполковник. В 1981 году окончил Армавирское высшее военно-авиационное училище летчиков. Был направлен для прохождения службы на Дальний Восток (поселок Калинка Хабаровского края). Летал на самолете МиГ-23. В августе 1994 года по собственному желанию прибыл для прохождения службы в Вооруженные Силы Республики Беларусь. 11 сентября 1994 года принял присягу на верность народу Беларуси. Назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки 61-й истребительной авиабазы, дислоцировавшейся в Барановичах. Погиб 23 мая 1996 года при выполнении учебно-тренировочного полета…

 

23 мая 1996 года подполковник Владимир Карват выполнял учебно-тренировочный полет на самолете Су-27 в Барановичском районе. В 22.52 его самолет на высоте 900 метров летел со скоростью 540 км/ч. Загорелось табло предупреждения о падении давления в первой гидросистеме. Через 29 секунд это сообщение исчезло, но вскоре появились сигналы о других повреждениях. На скорости 440 км/ч отказала система управления.

Карват связался с землей и получил команду покинуть самолет. Но его остановило то, что по курсу падения находились жилые постройки деревни Арабовщина. Пилот не катапультировался, до последнего момента пытаясь уйти в сторону от деревни. В 22.54 самолет упал на землю с вертикальной скоростью около 30 м/сек.

Причиной катастрофы стал пожар в отсеке левого хвостового обтекателя, который раньше считался пожаробезопасным и не имел датчиков предупреждения о возгорании. Как потом написали в наградном листе: «За 14 секунд до падения самолета летчик доложил, что машина неуправляема, вместе с этим положение летчика в кабине после столкновения с землей (левая рука на ручке управления двигателем и правая рука на ручке управления самолетом) свидетельствует, что оставшиеся 14 секунд полета подполковник Карват, используя минимальные возможности воздействия на самолет, продолжал уводить его в сторону от деревни».

У летчика получилось все, как он задумал за 14 секунд до своей смерти: самолет упал в поле между деревнями Арабовщина и Большое Гатище…

Увековечивание памяти. Именем Владимира Карвата названы:

  • школа №8 города Бреста (там же создан музей Карвата);
  • ежегодный мини-футбольный турнир;
  • улицы в Минске и Бресте;
  • сквер в городе Барановичи.

К тому же в честь Владимира Карвата была выпущена почтовая марка, в Бресте герою установлен памятник. А на авиабазе в Барановичах создан музей Владимира Карвата.

 

Еще один памятник установлен не самому Карвату, а его подвигу, в деревне Арабовщина Барановичского района.

Это интересно. Стоит отметить, что в 2009 году произошел похожий случай, когда два белорусских летчика Александр Марфицкий и Александр Журавлевич на авиашоу в Польше, стараясь увести неисправный самолет подальше от польских деревень, также не катапультировались и погибли. Но им не присвоено звание героев Беларуси. Хотя в месте трагедии им установлен памятник.

Кстати, Владимир Карват является единственным обладателем медали “Герой Беларуси” старого образца. На углах имелись вставки из искусственного рубина, сама медаль была золотой, а колодка из позолоченного серебра. Форма колодки – трапецевидная. Начиная с 1999 года медаль “Героя Беларуси” стала другой – полностью копировала медаль “Героя Советского Союза”, только колодка стала не красной, а красно-зеленой.

Раздзелы сайта