Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Программа

         Руководитель ресурсного центра по химии:

         Цимбалистова Светлана Владимировна,

учитель первой квалификационной категории

e-mail: cimbalistova.school2.ms@tut.by 

Ресурсный центр по химии создан в сентябре 2020 г.

 

Направления деятельности районного ресурсного центра по учебному предмету «Химия»

        

         1. Повышение эффективности химического образования через организацию системной работы с высокомотивированными учащимися (подготовка к республиканской олимпиаде, научно-практическим конференциям, интеллектуальным и творческим конкурсам, к вступительным испытаниям в форме централизованного тестирования).

         2. Создание условий для формирования методического пространства, направленного на развитие и совершенствование профессиональных компетенций педагогов Мстиславского района в области преподавания учебного предмета «Химия».

         3. Совершенствование информационно-методической базы ресурсного центра.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА ПО ХИМИИ

Цель деятельности ресурсного центра: распространение перспективного педагогического опыта работы, направленного на решение приоритетных задач развития системы образования.

Задачи деятельности ресурсного центра:

- совершенствовать структуру, содержание и формы организации работы с учащимися по химии;

- оказывать учебно-методическую помощь педагогам других школ для совершенствования педагогического мастерства в процессе преподавания химии;

- использовать возможности дополнительного образования (факультативных, стимулирующих и индивидуальных занятий) для развития одаренных и высокомотивированных учащихся;

- создать школьную методическую базу материалов в помощь учителям химии;

-   пополнить банк практических материалов по использованию ЭОР на уроках химии и во внеклассной работе.

ПЛАН РАБОТЫ
РАЙОННОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ХИМИЯ»
на 2023/2024 учебный год
 

№ п/п

Содержание деятельности

Сроки выполнения

Ответственный

1

Организация и проведение занятий по подготовке учащихся к республиканской олимпиаде по учебному предмету «Химия»

Согласно

графику

Цимбалистова С.В.

Осипенко Ю.М.

2

Практикум «Организация и проведение занятий по отработке навыков решения заданий ЦТ и ЦЭ по химии» с учащимися 11-х классов

Каждый понедельник

месяца

15.00 – 16.00

Цимбалистова С.В.

3

Практикум «Разбор заданий ЦЭ и ЦТ по химии» с учителями химии района

В течение

учебного года

Цимбалистова С.В. 

4

Проведение факультативов, стимули-рующих занятий для одаренных учащихся

Согласно расписанию

в течение учебного года

Цимбалистова С.В.

 

5

Ознакомление педагогической общественности с направлениями работы ресурсного центра через использование сайта школы

В течение

учебного года

Цимбалистова С.В. 

6

Совершенствование информационно-методической базы ресурсного центра

(пополнение электронного банка литературы по подготовке учащихся к централизованному тестированию и банка олимпиадных заданий областного и республиканского уровня)

В течение года

Цимбалистова С.В.

7

Оказание консультативной, методи-ческой, организационной помощи учителям химии района по вопросам деятельности ресурсного центра

Вторая пятница

месяца

15.00 – 16.00

Цимбалистова С.В.

8

Использование оборудования ресурсного центра для расширения химического эксперимента на уроках химии

В течение года

Цимбалистова С.В.

9

Анализ работы районного ресурсного центра за 2023/2024 учебный год

Август, 2024 г.

Цимбалистова С.В.

ПРОГРАММА

Подготовка школьников к олимпиадам по химии
(в рамках работы районного ресурсного центра)

 9 класс
(35 часов)

                                                        Составила: Цимбалистова С.В.
                                                       учитель химии первой квалификационной категории

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Система предметных школьных олимпиад (в том числе по химии), проводимых Министерством образования, существует в Республике Беларусь уже более 50 лет. Работа педагогов по подготовке школьников к участию в олимпиадах по химии позволяет выявлять и развивать одаренных учащихся и является одним из важнейших этапов дифференциации школьного химического образования. Однако для успешного участия в олимпиадах и интеллектуальных конкурсах, для развития одаренных и талантливых детей в области естественных наук, необходимы глубокие знания предмета, творческое мышление и наличие химической интуиции, которые приобретаются в результате долгой, целенаправленной планомерной подготовки учащихся.

         В рамках программы «Подготовка школьников к олимпиадам по химии» учащиеся знакомятся с организационной структурой республиканской олимпиады по учебному предмету "Химия", особенностями заданий на теоретическом (тестовом) и экспериментальном турах олимпиады, особенностями оценивания результатов выполнения олимпиадных заданий, особенностями учебной и психологической подготовки к участию в олимпиаде по химии.

         Актуальность программы

         Олимпиадная подготовка по химии является одной из важнейших форм внеурочной деятельности по предмету. Самостоятельная подготовка учащихся сложна и малоэффективна, и даже для одаренных детей требует интерактивного взаимодействия с преподавателем. Благодаря различным формам обучения, юные химики имеют возможность подготовиться к теоретическому и практическому турам олимпиад по химии различного уровня, приобрести навыки организации образовательной и научно-исследовательской деятельности по предмету.

         Отличительные особенности программы

         При формировании наполняемости данной программы, особое внимание уделяется материалу, направленному на развитие логического мышления школьников. Такой подход позволяет уйти от стандартных стереотипов решения большинства химических задач, предлагаемых на олимпиадах и конкурсах различного уровня. Кроме теоретических, учащимся ресурсного центра предлагаются задачи, решение которых основано на мысленном эксперименте и предполагает несколько вариантов реализации. Это позволяет одаренным детям в полном объеме проявить свои индивидуальные способности.

 

         Возраст обучающихся, участвующих в освоении программы

         В освоении программы принимают участие учащиеся 9 – ых классов учреждений образования.

         Цель – расширение и углубление химических знаний, которые необходимы для продолжения химического образования и подготовки к олимпиадам по химии.

         Задачи программы:

         - освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, лежащих в основе химических превращений;

         - привлечение учащихся к углубленному изучению химии, стремлению получать новые знания и совершенствовать уже имеющиеся;

         - овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;

         - развитие познавательных процессов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;

         - развитие устойчивого научного интереса к химии и исследовательской деятельности;

         - воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;

         - применение полученных знаний и умений не только при решении теоретических и практических задач по химии повышенной сложности, но и для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

         Задачи программы направлены на формирование следующих универсальных учебных действий:

         Обучающие (предметные):

         – овладение ключевыми понятиями и закономерностями, на которых строится данная предметная область, распознавание соответствующих им признаков и взаимосвязей, способность демонстрировать различные подходы к изучению явлений, характерных для изучаемой предметной области; – умение решать как некоторые практические, так и основные теоретические задачи, характерные для использования методов и инструментария данной предметной области.

        

 

         Развивающие:

         – искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

         – выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

         – менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.          Воспитательные:

         – самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

         – ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

         – оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

         – сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Величины в химии. Международная система единиц (1 час)

         Физические величины. Точные и приблизительные величины. Проведения вычислений с использованием приближенных величин. Физические величины, используемые в химии. Международная система единиц (СИ). Основные единицы СИ, используемые в химии. Дольные и кратные единицы.

 

Тема 2.Простые и сложные вещества (1 час)

         Качественные и количественные характеристики простых и сложных веществ. Установление простейшей (эмпирической) и истинной формулы веществ. Смеси жидких, твердых веществ. Смеси газов. Установление количественного состава смеси веществ.

 

Тема 3. Растворы (2)

         Способы выражения состава растворов. Очистка веществ методом перекристаллизации. Учет изменения количественного состава раствора при внешних воздействиях и протекании химических реакций. Комбинированные расчеты состава растворов.

 

 

 

Тема 4. Расчеты по уравнениям химических реакций (3 часа)

         Химическая стехиометрия. Количественные соотношения в химических реакциях. Теоретический и практический выход. Многостадийные процессы. Химический эквивалент. Закон эквивалентов. Использование закона эквивалентов при решении химических задач.

 

Тема 5. Свойства растворов электролитов (4 часа)

         Электролитическая диссоциация. Константа диссоциации электролита. Степень диссоциации. Влияние концентрации раствора на степень диссоциации. Расчет концентраций продуктов диссоциации в растворах сильных и слабых электролитов. Диссоциация воды. Константа диссоциации. рН и рОН водных растворов.Комплексообразование в растворах.

 

Тема 6. Химические и электрохимические процессы (4 часа)

         Окислительно-восстановительные реакции. Составление уравнений реакций ОВП. Стандартный восстановительный потенциал, направление ОВП.

         Электролиз. Электрохимические процессы. Уравнение Нернста, электродный потенциал. Стандартный электродный потенциал. Гальванический элемент. Химические и электрохимические процессы. Законы Фарадея.

Тема 7. Гидролиз солей (2 часа)

         Константа и степень гидролиза. Расчет рН в растворах гидролизующихся солей. Необратимый гидролиз. Применение гидролиза для синтеза и анализа неорганических веществ.

 

Тема 8. Тестовое задание на олимпиадах по химии (3 часа)

         Объем и содержание тестового задания на теоретическом туре республиканской олимпиады по химии. Типы заданий тестового задания. Подходы к поиску решений на тестовые вопросы. Особенности решения тестовых заданий на различных этапах (школьный, районный, областной, заключительный) олимпиады по химии.

 

Тема 9. Методики качественного анализа на идентификацию веществ

(4 часа)

         Распознавание веществ важнейших классов неорганических соединений с помощью качественных реакций.

         Распознавание веществ важнейших классов органических соединений с помощью качественных реакций.

         Освоение методики кислотно-основного титрования.

         Освоение методики окислительно-восстановительного титрования.

Тема 10. Основные химические законы (3 часа)

Стандартные и нормальные условия. Закон Авогадро и его следствия.

         Уравнение идеального газа. Уравнение Менделеева – Клапейрона.

         Решение задач на расчет с участием газов в различных условиях.

         Решение комбинированных усложненных задач на смеси веществ с участием газов.

Тема 11. Строение атома (2 часа)

         Элемент. Радиоактивность. Распространенность элементов в природе. Ядерные реакции. Период полураспада. Радиоуглеродный анализ.

 

Тема 12. Химические реакции (3 часа)

         Количество теплоты. Термохимические уравнения Термохимические уравнения и типы задач по ним. Скорость химической реакции. Химическое равновесие. Расчеты с использованием законов химической термодинимики (закон сохранения энергии, закон Гесса). Расчеты с использованием законов химической кинетики (закон действующих масс, уравнение Аррениуса).

 

Тема 13. Практика по решению олимпиадных задач (3 часа)

 Решение олимпиадных заданий III этапа республиканской олимпиады последних трех лет.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

         Основная:

         1. В.Н. Хвалюк. Олимпиады школьников по химии. Тестовые задания с ответами. – Минск: "Нар. асвета", 2006. – 240 с.

         2. В.Н. Хвалюк, Ю.С. Головко, Д.Г. Кананович. Олимпиады школьников по химии. Теоретические задания с решениями. Часть 1. – Минск: "Нар. асвета", 2007. – 376 с.

         3. В.Н. Хвалюк, Ю.С. Головко, Д.Г. Кананович. Олимпиады школьников по химии. Теоретические задания с решениями. Часть 2. – Минск: "Нар. асвета", 2008. – 429 с.

         4. В.Н. Хвалюк, Ю.С. Головко, Д.Г. Кананович. Олимпиады школьников по химии. Теоретические задания с решениями. Часть 3. Книга 1. – Минск: "Нар. асвета", 2010. – 264 с.

         5. В.Н. Хвалюк, Ю.С. Головко, Д.Г. Кананович. Олимпиады школьников по химии. Теоретические задания с решениями. Часть 3. Книга 2. – Минск: "Нар. асвета", 2011. – 224 с.

         6. В.Н. Хвалюк, Ю.С. Головко, Д.Г. Шклярук. Белорусские химические олимпиады школьников 2004 – 2007. – Минск: Белорус. ассоц. "Конкурс", 2013. – 240 с. 7. В.А. Канаш. Решение расчетных задач по химии. – Минск, ТетраСистемс, – 2002, 336 с.

 

         Дополнительная:

         1. В.В. Лунин, В.Г. Ненайденко, О.Н. Рыжова, Н.Е. Кузьменко. Химия XXI века в задачах Международных Менделеевских олимпиад : учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та: Наука, 2006. – 384 с.

         2. В.В. Еремин, Е.В. Ларионов, И.А. Седов, А.Ю. Соловьев. Задачи Международных химических олимпиад 2001 – 2003: учебное пособие. – М.: Издательство "Экзамен", 2004. – 416 с.

         3. О.В. Архангельская, А.И. Жиров, В.В. Еремин и др. Задачи Всероссийских олимпиада по химии. – 2-е изд.., стереотип. – М. : Издательство "Экзамен", 2004. – 480 с.

         4. В.В. Лунин, О.В. Архангельская, И.А. Тюльков. Химия. Всероссийские олимпиады. вып. 1. – М.: Просвещение, 2010. – 191 с.

         5. И.И. Кочерга, Ю.В. Холин, Л.А. Слета и др. Олимпиады по химии. Сборник задач. – Харьков: Веста: Издательство "Ранок", 2002. – 400 с.

         6. И.В. Свитанько. Нестандартные задачи по химии. – М.: МИРОС, 1995. – 87 с.

Разделы сайта