Цель методики “И. О. Д.”.
Методика “И. О. Д.” является доступным способом решения многих учебных проблем, связанных с наличием дисграфии и дислексии у детей младшего и среднего школьного возраста.
В настоящее время проблемы такого рода.наблюдаются у 10 — 15 % всех учащихся. Проявления эти могут носить различный характер, от затруднения в написании отдельных букв и их элементов до глубоких нарушений графики письма; от замедленного темпа чтения до неспособности воспринимать смысл письменного текста или соотносить звук и его графическое изображение. В любом, даже самом легком случае дисграфия и дислексия порождают серьезные и, к сожалению, хорошо знакомые многим учителям, детям, родителям трудности в учебе.
Ребенок тратит огромные усилия и большое количество времени на выполнение учебных заданий, усвоение школьного материала происходит медленно, тяжело. Результаты не соответствуют количеству затраченной энергии. Постепенно утрачивается интерес к некоторым школьным предметам, а подчас к учебе в целом, формируется негативное отношение к школе, учителям, образованию. Зачастую параллельно у ребенка складывается заниженная самооценка, формируются комплексы, появляется чувство вины и неверие в собственные силы.
Родители и учителя знают, как сложно изменить подобную ситуацию.
Методика “И. О. Д.” — путь, который позволяет решить подобные проблемы. Занятия по методике лишены монотонности, они не требуют чрезмерных затрат времени. Все упражнения, проделываемые ребенком, осмысливаются им в беседах с руководителем. Каждый успех закрепляется на эмоциональном и двигательном уровне. Главным результатом занятий является не просто уменьшение числа и остроты учебных проблем, а то, что учеба начинает приносить радость и удовлетворение, сам учебный труд становится легким и перестает быть препятствием на пути к знанию.
Предлагаемая методика ориентирована прежде всего на младших школьников, но может быть использована и для подготовки к школе четырех- и пятилетних детей, а также для коррекции учебной деятельности учеников средних и старших классов. В ряде случаев эта методика дает хорошие результаты для повышения грамотности письма, совершенствования аудиовосприятия, улучшения памяти у взрослых.
Применение методики не требует специальных знаний и навыков. Вести занятия по ней могут и учителя, и родители. Вот почему нижеследующее описание методики не претендует на строгую научность и обоснованность. Мы выбрали для него популярную форму изложения, постарались не загромождать излишними терминами, — словом, сделали все, чтобы она стала понятной максимальному числу заинтересованных читателей.
О причинах, порождающих дисграфию и дислексию
Многие серьезные проблемы учебной и иной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга и его функционирования. Два полушария нашего мозга, кора которых обеспечивает высшую нервную деятельность, неодинаковы как по своим размерам, так и по функциям. У большинства людей — тех, кого принято называть правшами, — большим по объему и весу является левое полушарие. У. мужчин подобная ассиметрия полушарий выражена особенно ярко, у женщин она чуть меньше, но также присутствует. При этом левое полушарие “отвечает” за движение правой половины тела: правой руки, ноги, правого глаза; и, наоборот, правое полушарие приводит в действие левую половину. Нервные волокна к частям тела и органам чувств идут, скрещиваясь, от противоположных полушарий.
Полушария головного мозга не только различны по размерам, не только управляют каждое “своей” половиной тела, но и выполняют разные функции. Условно-левое полушарие можно обозначить как аналитическое (“стараюсь”, “хочу”), а правое — как рефлекторное (“могу”).
Между двумя полушариями существует анатомическая связь — большая спайка головного мозга, по-другому называемая “мозолистое тело”. Однако для слаженной, совместной работы обоих полушарий ее недостаточно, требуется их функциональная связь.
Эта связь у большинства людей формируется в период младенчества, пока функции полушарий еще не оформились окончательно. Важнейшим для ее формирования является период ползания. Если в младенчестве ребенок ползает много и достаточно продолжительное время, то благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног (правая рука — левая нога, левая рука — правая нога) складывается и координация движений, и координация деятельности полушарий мозга между собой, и координация мозга и тела в целом. Происходит это на бессознательном уровне. В дальнейшем такие люди при движении демонстрируют преобладание правого “рефлекторного” полушария. А их левое полушарие высвобождено для анализа получаемой постоянно информации.
Если же период ползанья у ребенка оказывается сокращен, двигательная активность в это время снижена или этот период вообще “выпадает”, то в дальнейшем проявляется излишний сознательный контроль человека над своим телом. В наиболее тяжелых случаях такой человек напоминает_ту самую сороконожку, которая задумалась, с какой ноги ей пойти. Человек демонстрирует преобладание левого полушария во время телодвижений, он “не доверяет” своему правому полушарию. Как следствие левое полушарие теряет энергию, необходимую ему для познания.
Так еще в младенчестве и в раннем детстве формируется один из двух способов взаимодействия полушарий мозга в процессе деятельности тела. В первом случае какое бы полушарие в данный момент ни работало, второе помогает ему. Деятельность полушарий является совместной. При этом правое полушарие, например, получает возможность воздействовать на одноименную половину тела, передавая сигналы через левое полушарие. Мозолистое тело становится связью, мостом между полушариями.
Во втором случае, активность одного из полушарий “выключает”, блокирует деятельность второго. Координация полушарий отсутствует. Нарушается и взаимодействие мозг — тело. Мозолистое тело становится своеобразным барьером, отделяющим одно полушарие мозга от другого и каждое из полушарий от одноименной половины тела.
Каждый из способов взаимодействия полушарий мозга, возникнув в младенчестве, позднее закрепляется и сказывается на всей деятельности человека — как физической, так и интеллектуальной. В первом варианте это взаимодействие становится основой дальнейшего развития и обучения. Во втором — препятствием. Случается, что второй способ взаимодействия может возникнуть в результате физической травмы, стресса. Оказавшись удобным в такой ситуации, он закрепляется в качестве основного.
Людей, которым присуща кооперация деятельности полушарий головного мозга, можно назвать двусторонними. При проверке тестом “вытянутые руки” они демонстрируют сильную мускульную реакцию, подтверждающую “включенность” правого полушария, взаимодействие обеих частей головного мозга.
Люди, у которых в каждый данный момент работает только одно полушарие, могут быть названы односторонними. Взаимодействие между полушариями у них почти или совершенно отсутствует. При переходе от одного вида активности к другому им требуется “переключить” полушария. Уменьшается энергия, идущая на выполнение основной работы. При проверке такие люди демонстрируют слабую мускульную реакцию на тест “вытянутые руки”. “Односторонние” люди испытывают серьезные трудности как при выполнении сложных, требующих хорошей координации движений, так и при познавательной деятельности. Последняя не в меньшей степени, чем первые, нуждается во взаимодействии полушарий.
Каждое из двух полушарий постигает окружающий мир своим особым способом. Правое, рефлекторное полушарие воспринимает мир в целом, оно создает конкретные образы и способно опознавать их в новой ситуации. Так, с его помощью мы узнаем знакомое лицо в толпе, мелодию по первым нотам, литературный отрывок по двум-трем фразам. Левое, аналитическое полушарие отвечает за логическую деятельность, оно способно выделять часть из общего, анализировать фрагменты. Оно же содержит в себе центр речи.
Даже работая в одиночку, полушария являются чем-то большим, чем просто рефлекторным и аналитическим. Правое полушарие получает информацию от органов чувств, запоминает ее. Но само по себе не имеет возможности творчески преобразовывать полученные данные и не может выразить себя вовне. Только союз с левым полушарием дает возможность появиться тому, что мы называем интуитивным знанием, ассоциативным мышлением, долгосрочной памятью.
Левое полушарие также имеет множество дополнительных функций, помимо анализа информации. Оно отвечает за сознательную деятельность, за постановку цели, является центром критической оценки, нашим внутренним “сторожем”. Однако левое полушарие не обладает способностью запоминать и без участия правого полушария, без использования его способности к целостному восприятию, вынужденно вновь и вновь проделывать одну и ту же работу или операцию. Лишь в союзе с правым полушарием левое приобретает способность к самопознанию, творческому использованию полученных опыта и информации, становится выразителем нашего Я. Важно, что именно способность выразить нечто вовне дает нам сигнал, что мы поняли это “нечто” и готовы к дальнейшему шагу в познании.
Ясно, что человеческое общение, познание окружающего мира без видимых усилий, обременительных повторений требуют слаженной работы обоих полушарий головного мозга.
Отсутствие этой слаженности — основная причина трудностей в учебе, в том числе и порожденных дисграфией и дислексией. Интегрировать два полушария в единое целое, соединить их усилия — вот путь устранения этих трудностей, решения проблем и в учебе, и во многих других видах человеческой деятельности.
Для этого нужно: своего рода перепрограммирование одностороннего взаимодействия мозг — тело на двухстороннее. Требуется преодолеть функциональный барьер, разделяющий полушария мозга.
Условно этот барьер может быть назван средней линией. Она или наглухо отделяет полушария друг от друга, или значительно ограничивает, сужает пространство их взаимодействия. Цель методики “И. О. Д” заключается в том, чтобы расширить пространство взаимодействия, превратив среднюю линию в среднее поле, преобразовав барьер между полушариями в мост, связующий их.
Другой причиной, порождающей учебные проблемы, является сама организация образовательного процесса, выработанная человечеством на протяжении многих сотен лет и все еще далекая от совершенства. Характерными чертами этого процесса являются искусственность, скачкообразность, внешняя заданность, слабость или отсутствие у учащихся внутренних стимулов.
Каждый человек рождается на свет наделенным мощным инстинктом познания. Именно этот инстинкт заставляет младенца до трех лет “тянуть все в рот”, а ребенка, освоившего речь, докучать взрослым вечным вопросом “почему?” Этот же инстинкт позволяет всем нам в раннем возрасте бессознательно и без видимых усилии осваивать огромный объем информации и овладевать важнейшими навыками ходьбы, членораздельной речи, предметной деятельности. Едва родившись на свет, человек начинает учиться. Учится он тому, что жизненно необходимо знать, постепенно узнавая окружающий мир. Мало-помалу возрастает сложность приобретаемых навыков. Весь процесс происходит естественно и плавно. Важной его чертой является сочетания познания и движения. Ребенок ползает, ходит, берет в руки предметы, трогает их, щупает. Он не просто движется, он постоянно меняет виды деятельности и именно благодаря этому познает окружающий мир.
Достижение каждого, пусть самого маленького результата удовлетворяет насущную потребность понять, знать и тем самым служит подкреплением полученному результату. Знание, добытое “само собой”, невзначай, навык, сложившийся непроизвольно, дают ощущение успеха, радости. Эти чувства становятся внутренним стимулом дальнейшего познания.
Однако с началом целенаправленного обучения чтению, письму, счету картина резко меняется. Ребенка побуждают учиться внешние причины — воля родителей и существующий в обществе взрослых порядок. Цели учебы вообще и обучения конкретным предметам ребенку далеко не всегда понятны. Само обучение происходит часто скачкообразно, в темпе не отвечающем внутреннему развитию конкретного ученика. И, наконец, от ребенка требуют сидеть неподвижно в течение многих мучительно долгих для него минут и даже часов. Познание и движение оказываются разорванными. В результате ученик не испытывает удовлетворения, он не радуется успеху познания, радость ему доставляет лишь хорошая оценка. Исчезает внутренний стимул к учебе, формируется негативное отношение к процессу получения знаний.
Методика “И. О. Д.” основана на использовании движения как способа преодоления учебных проблем. Двигательная, по своей сути, реакция на тест “вытянутые руки” служит в предлагаемой методике не только способом проверки характера взаимодействия полушарий головного мозга, но и внутренним стимулом, подкрепляющим полученный навык и побуждающим к дальнейшим занятиям.
Основные элементы методики “И. О. Д.”
Итак, именно движение лежит в основе методики “И. О. Д.”. Движение в сочетании с умственной деятельностью делает процесс обучения внутренне мотивированным, подкрепляет его положительным стимулом.
Первым элементом методики являются подготовительные упражнения — разминка для мозга. Они помогают снять эмоциональное напряжение, негативные проявления стресса, способствуют концентрации для выполнения других упражнений. Разминкой для мозга можно воспользоваться в любой ситуации, требующей сосредоточенности и внимания.
Второй элемент — тест “вытянутые руки”, показывающий мускульную реакцию на внешний раздражитель. Сильная реакция свидетельствует о “включенности” обоих полушарий и об их “двустороннем” взаимодействии. Слабая реакция — свидетельство “выключенности” правого полушария и преобладающей “односторонности”.
Проверка мускульной реакции демонстрирует ответ тела на работу мозга. Она наглядо показывает ученику деятельность его больших полушарий, обеспечивает обратную связь между телом и мозгом и, благодаря этому, становится важнейшим положительным стимулом для закрепления новых навыков. Поняв и физически ощутив новый для него способ действовать, причем способ более легкий и приятный, тело человека “забывает” старый способ, вызванный физической или эмоциональной травмой или подражанием чужим образцам. В дальнейшем тело, “зная” новый способ, “не хочет” возвращаться к старому, а значит, получают развитие здоровые, правильные и полезные модели и деятельности, и обучения.
Третий элемент представляет собой стержень всей методики. Он может использоваться в двух вариантах: ползанье или скрестная ходьба (т. е. ходьба, при которой в каждом шаге рука касается поднятого колена противоположной ноги — своеобразная имитация ползания).
И ползанье, и скрестная ходьба издавна применялись в медицине для восстановления нервных функций после тяжелых поражений мозга. Позднее было замечено, что в случаях, когда таким образом лечили детей, перенесших мозговую травму, они легче и быстрее обучались чтению. Скрестную ходьбу и ползание стали использовать для решения учебных проблем. Способ оказался достаточно эффективным, но большинству детей, страдающих элементами дисграфии и дислексии, он не помогал.
Скрестная ходьба и ползание полезны и достаточны для тех, кто в младенчестве много ползал. Это упражнение позволяет им легко восстановить когда-то имевшийся навык совместной работы полушарий головного мозга. Но если ползание в младенчестве было недостаточным, данное упражнение само по себе не сумеет создать нужный способ взаимодействия полушарий при движении. Излишний сознательный контроль левого полушария над телом сохранится. Отсюда становится ясной необходимость четвертого элемента — перепрограммирования модели взаимодействия.
Перепрограммирование с последующей интеграцией полушарий головного мозга дает возможность корректировать взаимодействие мозг — тело и полушарий между собой.
Перепрограммирование включает в себя скрестную ходьбу (ползание) и тест “вытянутые руки”. Скрестная ходьба сравнивается с “кукольным шагом”, а затем за счет фиксации мускульной реакции изменяется стереотип движения во время как скрестного, так и кукольного шага. Мускульная реакция позволяет почувствовать смену стереотипа, т. е. происшедшее перепрограммирование. Обсуждение этой важной перемены в беседе между преподавателем и учеником ложится в основу интегрирования двух полушарий в единое целое.
Пятый элемент — пересечение средней линии. Оно достигается за счет упражнений, в основе которых лежит воспроизведение на плоскости и в пространстве фигуры восьмерки. Способ выполнения восьмерки всякий раз связан с конкретной задачей обучения письму, чтению, аудиовосприятию, тренировки памяти. Восьмерка развивает и совершенствует возникший благодаря перепрограммированию, новый стереотип взаимодействия полушарий мозга. Восьмерка улучшает координацию движений ученика.
Шестой элемент методики основан на элементах рефлекторно-точечной стимуляции мозга. Это своего рода массаж “кнопочек мозга”.
Общие пожелания к применению методики
Работа с детьми по методике “И. О. Д.” требует от преподавателя терпения, мудрости, спокойного внимания к возможностям ученика, к его реальному, сегодняшнему состоянию. Учитель постепенно ведет ребенка от элемента к элементу методики. Важно, чтобы при работе над каждым элементом у ученика возникало ощущение успеха, чтобы сама работа давала ему чувство удовлетворения. Внимательный, заинтересованный в совершенствовании своего подопечного наставник поддержит его ощущение успеха и удовольствия, постоянно поощряя ученика одобрением, мимикой, действием.
Важнейшим действием такого рода является проверка и обнаружение мускульной реакции с помощью теста “вытянутые руки”. Обсуждение результатов этой проверки ложится в основу осознания ребенком происходящих с ним перемен и понимания (а не только ощущения) результативности всей работы.
Постепенность, поощрение, внимание к состоянию ученика и обсуждение происходящего особенно важны в начале работы по методике.
Всегда следует начинать с массажа “кнопочек мозга” и “разминки для мозга”. Выполнение этих упражнений помогает получить наиболее отчетливую реакцию на тест “вытянутые руки”.
Перед тестом стоит поинтересоваться, не возражает ли ученик против того, чтобы наставник надавил ему на руки. Если таких возражений нет, попросите ученика вытянуть вперед руки и дать вам знак, когда он будет готов. При этом вы предлагаете ребенку показать вам, как он может держать руки. При взаимном согласии вы получите сильную мускульную реакцию. Теперь надо помочь вашему подопечному осознать ее. Повторите тест несколько раз, изменяя силу нажима, но никогда не давите чересчур сильно. В случае, если реакция на первую пробу оказалась совсем слабой, прежде чем продолжать, вернитесь к “кнопочкам” и “разминке для мозга”.
Предложите ученику немного изменить тест, попросите его стараться как можно сильнее, приложить максимум усилий. Обратите его внимание на то, что, чем больше он старается, тем легче вам опустить его руки вниз. Вернитесь к первому варианту, пусть ученик снова покажет вам, как он может держать руки ровно. Вы наверняка получите сильную реакцию, а ребенок, скорее всего, сильно удивится. Объясните ему, что слабая реакция на просьбу “стараться как можно сильнее” совершенно нормальна. Повторяя тест, добейтесь отчетливой реакции, когда и вам, и ребенку будет ясно, “включен” он или “выключен”.
Обязательно разберите с учеником результаты теста. Обсудите, как и почему меняется мускульная реакция. Объясните, что “слабая реакция” не является плохой, она нормальна и необходима в некоторых ситуациях, поскольку позволяет сконцентрировать всю энергию на деятельности левого полушария мозга. Но в большинстве видов деятельности, в том числе и в учебной, успех связан именно с кооперацией, союзом, совместной работой двух полушарий. Сознательный, целенаправленный контроль левого полушария над движением никогда не бывает столь надежен, как автоматический (рефлекторный) контроль правого и тем более уступает совместному их контролю.
Тест “вытянутые руки” и последующая беседа позволят вашему подопечному ощутить силу и свободу тела, работающего легко и произвольно.
Вся работа по методике “И. О. Д.” строится на сотрудничестве ребенка и руководителя. Это и доверие последнего способностям и возможностям ребенка, и уверенность в его успехе, и обсуждения всего происходящего на занятиях. Полезно показать ребенку, что ошибки и промахи совершают не только он и другие дети, но и взрослые, в том числе ошибки могут быть и у руководителя. Понимание этого придает ребенку большую уверенность в своих силах; позволяет использовать как опыт окружающих, так и свой собственный для дальнейшего роста.
Занимаясь по предлагаемой методике, не следует использовать такие слова, как “старайся”, “работает”, выражения типа “ты должен”, “не ленись”. Вообще лучше избегать повелительного наклонения. Слова учителя должны прежде всего выражать уверенность в силах ученика, его успехе.
О результатах работы по методике “И. О. Д.”
Со временем ребенок начнет быстро добиваться успеха во все большем числе видов своей деятельности. Он станет лучше использовать и предоставляющиеся ему возможности и свои собственные способности.
Разнообразные виды движения будут доставлять ему радость. Он перестанет бояться выглядеть неуклюжим и неумелым.
Постепенно он освободится от эмоциональной зависимости от окружающих. Разовьется его чувство внутренней свободы и достоинства. Он будет сам ставить перед собой цели и искать пути их достижения. Вырастет его самооценка и самостоятельность. Вместе с тем вырастет и его чувство ответственности перед самим собой и близкими. Он станет с большим уважением и вниманием относиться к другим людям, осознавая их как личности, наделенные свободой и индивидуальностью.
Наконец, у ребенка появится интерес к творческому самовыражению, желание раскрыть себя.
Выполнение элементов методики “И. О. Д.”.
А. Подготовка к любому другому элементу — выполнение упражнений “кнопочки мозга” и “разминка для мозга” (см. выше). Преподаватель выполняет их вместе с учеником/учениками.
Б. Проверка мускульной реакции (“вытянутые руки”).
- Проверьте характер реальной мускульной реакции ученика.
- Предложите ученику походить скрестным шагом (“ходьба крест-накрест), касаясь рукой противоположного колена (10 — 20 повторов всего движения для обеих сторон тела).
- Проверьте изменение мускульной реакции:слабая она или сильная. Если она слабая — ученик “выключен” и для него характерен “односторонний”тип взаимодействия полушарий.
- Предложите ученику походить “кукольным шагом”, касаясь рукой колена той же стороны тела(10 — 20 полных движений).
- Проверьте изменение мускульной реакции. Сильная мускульная реакция — подверждает вывод об “одностороннем” типе взаимодействия полушарий ученика. Ему необходимо изменение стереотипа взаимодействия (“перепрограммирование”).
- Покажите ученику знак х, проверьте мускульную реакцию. Слабая реакция — подтверждений вывода об “односторонности”.
- Покажите ученику знак II ; сильная мускульная реакция вновь подтвеждает вывод об односторонности.
- Объясните ученику значение и смысл упражнений, обсудите с ним свои выводы.
В. Перепрограммирование (изменение стереотипа взаимодействия полушарий между собой и взаимодействия “мозг — тело”).
- С помощью теста на мускульную реакцию проверьте готовность ученика к “перепрограммированию”.
а) задайте ему вопрос: “Готово ли твое тело к перепрограммированию?”
б)проделайте тест “вытянутые руки”.
в) сильная реакция — свидетельство готовности ученика.
г) при слабой реакции перепрограммирование следует отложить на некоторое время.
- Предложите ученику походить скрестным шагом, глядя при этом вверх-влево (для “включения”правого полушария мозга).
- Проверьте мускульную реакцию. В большинстве случаев она — сильная. Если нет, повторите скрестный шаг так, чтобы ученик глядел вверх-вправо, возможно он скрытый левша. Перепроверьте мускульную реакцию. Если она сильная, переходите к Б.
- Цредложите ученику походить кукольным шагом, глядя вправо-вниз, если ваш ученик правша и влево-вниз, если он левша.
- Проверьте мускульную реакцию. Она слабая, показывает преобладание левого полушария.
6. Обсудите с учеником результаты упражнений и тестов.
Г. Интеграция (формирование нового для ученика стереотипа взаимодействия полушарий мозга).
- Договоритесь с учеником, что сплетенные вместе кисти рук будут для вас обоих символом мозга, в котором полушария работают как единое целое
- Пусть Ваш ученик медленно сплетет и сожмет кисти рук, представляя себе два полушария своего мозга, слившихся в одно целое и работающих сообща.
- Предложите ученику походить скрестным шагом, глядя при этом в разных направлениях.
- Проверьте мускульную реакцию. Она будет сильной, вне зависимости от направления взгляда ученика.
- Предложите ученику походить кукольным шагом, глядя в разных направлениях.
- Проверьте мускульную реакцию. Она будет слабой вне зависимости от направления взгляда ученика.
- Проверьте реакцию на знак Х, реакция сильная.
- Проверьте реакцию назнак II ; реакция слабая.
- Подробно обсудите результаты опытов и значение происшедших изменений. Помогите ученику прийти к выводу о способности его мозга автоматически управлять телом и о том, что его организм, зная теперь этот легкий и удобный путь взаимодействия, не будет возвращаться к старому стереотипу.
Д. Тренировка пересечения средней линии при чтении.
- Проверьте состояние мускульной реакции ученика.
- Предложите ему прочесть что-либо; вновь проверьте мускульную реакцию, если она слабая, переходите к ДЗ.
3. Проделайте упражнение “ниточка-иголочка”: ученик следит глазами за движением кончика карандаша (или другого подобного предмета). Переводя карандаш влево-вправо, наблюдайте за глазами ученика. Если глаза движутся скачками, неровно, ученик испытывает трудности, то это свидетельствует о его “выключенности” во время визуальной деятельности. В большей или меньшей мере могут быть выключен один или оба глаза.
- Если ученик легко переводит взгляд, проверьте, как сказывается на работе его мозга длительное чтение. Это можно сделать, повторив упражнение “ниточка-иголочка” 20 — 30 раз. Если в результате повторений происходит “выключение”, ученик нуждается в обучении “пересечению средней линии”.
- Перепрограммирование стереотипа взаимодействия при чтении. Проверьте с помощью мускульной реакции готовность ученика:
а)задайте вопрос “Готово ли твое тело впредь работать как единое целое во время чтения?”
б)сильная реакция свидетельствует о готовности.
- Предложите ученику выполнить восьмерку для глаз и чтения.
Е. Тренировка пересечения средней линии при письме.
- Проверка мускульной реакции.
- Предложите ученику нарисовать на бумаге круги, овалы, спирали. Обсудите характер движений.
- Проверьте характер мускульной реакции при письме. Целесообразно проверить характер реакции при написании отдельных букв. Если реакция слабая, переходите к Е4.
- Предложите ученику выполнить восьмерку для письма вместе с вами.
- После тренировки восьмерки вновь проверьте мускульную реакцию ученика и характер движения его глаз с помощью упражнения “ниточка-иголочка”.
Ж. Тренировка пересечения средней линии при восприятии на слух, требующем понимания и запоминания информации.
- Проверка мускульной реакции.
- Проверьте изменение мускульной реакции ученика, предложив ему запомнить какую-либо информацию на слух (тест, ряд слов или цифр). Включен или выключен?
- Проверьте, как меняется мускульная реакция ученика, если он слушает и запоминает, поворачивая голову сначала вправо, затем влево. “Выключен” ли он в обеих позициях?
- Если ученик при восприятии на слух “выключен” всегда или в одном из положений головы, предложите ему выполнить вариант восьмерки, тренирующий аудиовосприятие и память “Уши слона”.
Восьмерки
Восьмерка для чтения и зрительного восприятия.
—Нарисуйте на доске или на большом листе бумаги горизонтальную восьмерку такого размера, чтобы ученик мог свободно дотянуться до нее любой рукой, стоя посредине.
—Ученик обводит очертания восьмерки, двигая рукой по часовой стрелке вправо от центра и против часовой стрелки влево от центра.
—Ученик обводит очертания восьмерки сначала одной рукой, затем другой, затем двумя соединенными вместе руками, двигая ими в одном направлении.
—Время от времени после выполнения очередного цикла (правая рука, левая рука, две руки вместе)проверяйте силу мускульной реакции, чтобы установить момент, когда включатся оба полушария .Тренировать пересечение средней линии при письме и восприятии на слух можно только при достижении успеха в выполнении восьмерки для чтения. Этот успех станет базой дальнейшего движения вперед.
Восьмерка, тренирующая пересечение средней линии при письме.
При письме нервный импульс, идущий от центров мозга, вызывает единое движение, состоящее из двух уровней. Первый служит для написания букв, второй — для соединения их в слова. Чаще всего нарушения при письме связаны с формированием первого уровня движения. Для преодоления этих нарушений служит следующее упражнение. На листе бумаги надо нарисовать вертикальные линии. Они будут осями симметрии будущих восьмерок.
Первые восьмерки должны быть достаточно большими. Затем их размер можно уменьшить. Когда восьмерки станут получаться хорошо, порекомендуйте ребенку, рисуя восьмерки, мысленно представлять себе по очереди все буквы алфавита. После того, как и это упражнение перестанет доставлять трудности, письмо станет легким, автоматическим и трудности, связанные с ним, сначала сократятся, а потом исчезнут.
Восьмерка тренирующая пересечение средней линии при восприятии на слух и запоминании (“Уши слона”),
Поместите перед ребенком крупное изображение “восьмерки” (нарисуйте на доске или на большом листе бумаги). Ребенок стоит в свободной позе, колени расслаблены и немного согнуты, одна рука вытянута вперед и немного в сторону. Предложите ребенку представить, что эта рука — большая кисть с красками, которой можно рисовать в пространстве. Пусть он “нарисует” перед собой восьмерку, повторяя очертания той, что находится перед ним. Движение должно идти от колен, восьмерка “рисуется” всем телом плавно и непрерывно. Плечи, голова и шея при этом неподвижны относительно туловища.
Работа по методике “И. О. Д.” в группе
Перед началом занятий предложите каждому ребенку выпить воды или какого-либо прохладительного напитка. После этого приступайте к подготовительной части занятия: упражнению для “кнопочек мозга” и “разминка для мозга”. Закончив разминку, отметьте, что и группа и каждый ее участник стали немного внимательней, сосредоточенней, готовность всех к занятию выросла.
Проведите проверку мускульной реакции при ходьбе скрестным и кукольным шагом, а затем на знаки Х и II .Установите для каждого участника занятий, в какие моменты он включен и выключен. Каждый, кто выключен во время скрестной ходьбы и после демонстрации знака Х, и включен при кукольном шаге и демонстрации знака | |, нуждается в перепрограммировании стереотипа взаимодействия мозг — тело. Обсудите группой результаты проверки, суть их проблем и нужность “перепрограммирования”. Укрепите в своих подопечных уверенность в успехе.
Предложите всем присутствующим ходить скрестным шагом, глядя влево-вверх. Помогите тем, кто будет испытывать трудности, поддержите их на первых порах. После 8—10 проходов проверьте изменение мускульной реакции, она окажется сильной, т. е. ваши подопечные “включены”, оба полушария их головного мозга работают. Тех, кто продемонстрировал слабую реакцию, попросите отойти на время в сторону и подождать, пока вы закончите с остальными. Предложите участникам группы походить кукольным шагом, глядя вправо-вниз. После 8—10 проходов проверьте их мускульную реакцию. Она — слабая. Обсудите изменившиеся результаты проверки мускульной реакции. Объясните присутствующим, что система тело — мозг, найдя и почувствовав легкий и лучший способ взаимодействия, автоматически, бессознательно будет использовать этот способ.
Для того, чтобы укрепить новый способ взаимодействия мозг — тело, предложите участникам группы повторить скрестный и кукольный шаг, меняя направление взгляда во время ходьбы. Проверьте их мускульную реакцию. Она сильная при скрестной ходьбе и слабая при кукольном шаге, независимо от направления взгляда. Подчеркните, что присутствующим теперь не надо заставлять себя включаться — их тело и мозг делают это сами, непроизвольно.
Пусть все, прошедшие “перепрограммирование”, сплетут вместе кисти рук и представят себе объединенные полушария своего мозга, почувствуют его работающим как единое целое.
Теперь приступайте к “перепрограммированию” тех, у кого реакция при скрестной ходьбе, глядя влево-вверх, оказалась слабой. Предложите им то же упражнение выполнить глядя вправо-вниз, а кукольный шаг — глядя влево-вверх. Реакция в первом случае будет сильной, во втором — слабой. Проведите с ними перепрограммирование и интеграцию.
Проведя однажды перепрограммирование, не возвращайтесь больше к нему, не повторяйте этой части программы. Переходите к коррекции взаимодействия тело — мозг участников группы в разнообразных видах деятельности, используя скрестный шаг и танцевальные движения с элементами скрестного шага как приятное дополнение к вашим занятиям.
Во время занятий вы можете использовать упражнения “кнопочки мозга” и “разминку для мозга” не только как подготовительные, но и для коррекции поведения членов группы. Это поможет детям избавиться от таких неприятностей, как агрессивность, лень, упрямство, неряшливость. Важна при этом ваша уверенность и способность убедить детей в том, что эти черты не присущи им как личностям. Они возникают в силу существующих у многих проблем во взаимодействии тело — мозг, как реакция на сложность или невозможность из-за имеющихся блоков прохождения нервных импульсов от мозга к телу и обратно.
Упражнение “кнопочки мозга” помогает снять эмоциональное напряжение, вызванное переживаниями по поводу отношений с окружающими людьми, воспоминаниями о тех или иных событиях, попытками разрешить какие-либо проблемы.
Перед упражнением проверьте мускульную реакцию участников группы, обратите их внимание на силу реакции и вашу слабость, неспособность преодолеть их сопротивление.
Предложите всем спокойно подумать о школьных проблемах: об учителях, о нелюбимых предметах, о всем том, что вызывает чувство беспокойства.
Вновь проверьте мускульную реакцию. Она окажется слабой, если мысли о школе вызывают стресс.
Покажите ребятам, как найти “кнопочки мозга”. Точки расположены симметрично относительно линии, вертикально делящей лицо пополам, над глазами, посредине между бровями и линией роста волос.
Объясните, что массировать эти точки надо очень мягко, легко надавливая и чуть натягивая кожу на лбу между точками. Предложите детям, массируя точки, вновь подумать о тех проблемах, что заставляют их переживать. Массировать точки надо в течение 20 —30 секунд.
Если все было сделано правильно, то тест “вытянутые руки” даст сильную реакцию. Однако, иногда стресс бывает столь сильным, что массировать “кнопки мозга” следует более продолжительное время. Обсудите с детьми то, как изменилось их состояние, дайте им понять, что теперь они сами могут влиять на свое поведение.
“Разминка для мозга” — позы, восстанавливающие и приводящие в норму энергию тела, истощенную под внешним воздействием. Таким внешним воздействием может быть погода, неподходящая еда, магнитные поля и т. д. Влияние подобных факторов на ребенка усиливается, когда он начинает посещать школу. Тогда телевизор, компьютер, семейные конфликты, несбалансированная диета, дисгармоничная громкая музыка могут приводить к нервному перевозбуждению, мешающему сосредоточиться на учебных занятиях. “Разминка для мозга” представляет собой легкий, удобный и доступный для ребенка способ восстановить нервное равновесие и сконцентрироваться.
Во время занятий дети могут делать “разминку для мозга” каждый отдельно или все вместе.
Сначала выполняется поза восьмерки. Сидя в этой позе в течение примерно минуты, дети прикрывают глаза и глубоко дышат, так что язык перекрывает прямой ток воздуха (кончик языка поднят к верхнему небу).
Затем выполняется домик. Пальцы рук соединяются вместе перед туловищем. Глаза по-прежнему прикрыты, дыхание глубокое.
Если “разминку для мозга” выполняется всей группой сразу, то можно предложить ребятам после окончания упражнений поделиться друг с другом своими мыслями, образами. Это поможет создать в группе еще более доверительную обстановку, а каждому из участников еще легче будет избавиться от внутреннего напряжения,
Подскажите детям, что упражнения “кнопочки мозга” и “разминку для мозга” они могут делать самостоятельно в тех жизненных ситуациях, которые заставляют их сильно волноваться или требуют сосредоточения на каких-либо проблемах.
Заключение
Проблема школьной неуспеваемости слишком серьезна, чтобы решать ее наскоком, посредством одного — двух упражнений. Приведенный здесь дневник Сергея Петрова показывает, какими упорными, систематическими и терпеливыми должны быть родители, педагоги и психологи, помогающие школьнику избавиться от надоевших двоек и троек.
раскрыть » / « свернуть