ПРОГРАММА
по подготовке команды к участию в республиканской олимпиаде по учебному предмету «Английский язык»
11 класс
I. Восприятие и понимание иноязычной речи на слух.
Восприятие и понимание на слух содержания аутентичных текстов различного характера (художественный, публицистический, информационный, прагматический и др.) в предъявлении преподавателя и в звукозаписи. Последующий контроль понимания содержания, прослушанного с разной степенью полноты, исходя из определенных коммуникативно-познавательных задач: аудирование с извлечением основной информации, аудирование с полным пониманием содержания аудио(видео)текста, аудирование с выборочным извлечением информации. Выполнение тестов с различными видами заданий.
II. Говорение
Совершенствование навыков устной речи (диалогической, монологической) с использованием языковых средств (лексика, грамматика, фонетика), оформление высказываний, адекватных задачам, условиям и предмету общения в соответствии с изученными сферами общения:
11 класс
|
Сфера общения
|
Предметно-тематическое содержание
|
Коммуникативные задачи
|
Социально-бытовая
|
Семья
|
Выразить мнение о роли семьи в жизни общества;
описать современную семью в Республике Беларусь и стране изучаемого языка;
рассказать о семейных праздниках и традициях в Республике Беларусь;
расспросить о семейных праздниках и традициях в стране изучаемого языка;
обосновать роль семьи в жизни человека;
обсудить модель счастливой семьи;
обсудить проблемы воспитания детей в семье.
|
Учебно-трудовая
|
Выбор профессии
|
Рассказать о профессиях, востребованных в современном обществе;
расспросить о популярных профессиях в стране изучаемого языка;
обосновать свой выбор профессии;
сравнить особенности различных профессий;
аргументировать важность владения иностранным языком в профессиональной деятельности
|
Социально-культурная
|
Национальный характер
|
Описать особенности национального характера белорусов;
обсудить особенности национального характера представителей стран изучаемого языка;
сравнить особенности национального характера представителей разных стран;
высказать и обосновать свое мнение по поводу стереотипных представлений о национальном характере;
доказать противоречивость стереотипного мнения о характерах представителей разных стран.
|
Международное сотрудничество
|
Рассказать о возможностях контактов с зарубежными сверстниками в современном мире;
расспросить о контактах с зарубежными сверстниками;
рассказать о культурных связях Республики Беларусь с другими странами;
обосновать важность международного сотрудничества Республики Беларусь с другими странами в различных сферах деятельности.
|
Социально-познавательная
|
Туризм
|
Рассказать о роли туризма в современной жизни;
обменяться мнениями о различных видах туризма;
расспросить о наиболее популярных видах туризма в стране
изучаемого языка;
запросить информацию, необходимую для путешествия, в туристическом агентстве;
высказать свое мнение о перспективах развития туризма в Республике Беларусь;
посоветовать, как избежать трудностей, возникающих во время путешествия;
предложить свой маршрут путешествия по Беларуси
|
Экология
|
Рассказать об основных экологических проблемах Республики Беларусь;
расспросить об основных экологических проблемах страны изучаемого языка;
рассказать о необходимости защиты окружающей среды;
обсудить пути и способы решения проблем защиты окружающей среды;
рассказать о своем вкладе в решение проблем окружающей среды
|
Социокультурный портрет Республики Беларусь и стран изучаемого языка
|
Представить социокультурный портрет Республики Беларусь;
описать социокультурный портрет стран изучаемого языка;
сравнить социокультурный портрет Республики Беларусь и страны изучаемого языка;
обсудить современную культурную жизнь в Республике Беларусь и странах изучаемого языка.
|
III. Грамматика и лексика
Совершенствование грамматических навыков. Выполнение лексико-грамматических тестов с анализом ошибок и объяснением наиболее сложных грамматических явлений.
Местоимения:
личные, вопросительные, указательные, неопределенные, относительные, отрицательные, возвратные, объектные. Абсолютная форма притяжательного местоимения. Место Местоимения в английском предложении.
|
Артикль:
Indefinite Article. Definite Article. Zero Article.
Употребление неопределенного артикля a/an перед гласными и согласными. Исключения. Замена a/an на some или any.
Употребление неопределенного артикля после устойчивых структур.
Indefinite Article перед прямым дополнением.
A/an вместо one. Indefinite Article в устойчивых выражениях.
Особые случаи употребления a/an.
Основные случаи употребления Definite Article The
Употребление артикля the с именами собственными.
Устойчивые выражения с определенным артиклем the. Исключения.
Употребление нулевого артикля. Устойчивые выражения без артикля.
|
Имя Существительное:
Классификация. Простые существительные (Simple Nouns). Производные существительные (Derivative Nouns). Составные существительные (Compound Nouns). Имена собственные (Proper Names). Нарицательные имена (Common Names). Собирательные существительные (Collective Nouns) . Исчисляемые Countable и неисчисляемые Uncountable Существительные.
Притяжательный падеж имен Существительных Posessive Case. Единственное и множественное число имен существительных. Особые случаи образования множественного числа. Имена существительные без формы множественного числа. Имена существительные без формы единственного числа.
|
Имя Прилагательное:
Классификация. Качественные прилагательные (Аdjectives of Quality). Субъективные (Оpinion Аdjectives), объективные прилагательные (Fact Adjectives). Производные прилагательные (Derivative Adjectives). Простые прилагательные (simple adjectives). Сложные прилагательные (Compound Adjectives). Порядок прилагательных в английском предложении Adjective Order。
Неопределенные количественные прилагательные (indefinite numeral adjectives).
Притяжательные прилагательные (Possessive Adjectives)).
Прилагательные many и much, few, little, a few, a little
Вопросительные прилагательные (Interrogative Adjectives)
Степени сравнения имен прилагательных. Особые случаи образования степеней сравнения имен прилагательных.
|
Наречие:
Классификация: простые (simple), производные (derived), сложные (compound), составные (composite) Adverbs of Manner, Place, Time, Frequency, Degree. Наречия точки зрения Viewpoint adverbs. Образование наречий. Исключения. Место наречия в предложении. Наречия без грамматического показателя Flat Фdverbs. Степени сравнения наречий в английском языке.
|
Имя Числительное:
Количественные Cardinal Numerals. Порядковые Ordinal Numerals. Составные количественные Числительные. Особенности употребления слов hundred, thousand, million. Числительные с “and”
Даты, денежные суммы, дроби, декады, части, номера телефонов, ноль.
|
Глагол:
Классификация. Неличные формы глагола: Parciple I, Partciple II, Gerund, Infinitive и их формы. Смысловые глаголы, вспомогательные Auxiliary Verbs, модальные Modal Verbs и глаголы-связки Linking Verbs. Видо-временные формы глагола The Tenses. Изъявительное, сослагательное, повелительное наклонения глагола: Indicative Mood, Imperative Mood, Conditionals. Страдательный залог The Passive Voice.
|
Предлоги:
Классификация: простые, сложные, производные, составные. Предлоги места, времени, направления, деятеля и инструмента. Соответствие предлогов падежам родного языка.
Предложные обороты. Послелоги. Место предлога в английском предложении.
|
Синтаксис:
Главные и второстепенные члены предложения
Виды предложений : повествовательные (declarative), восклицательные (exclamatory), вопросительные (interrogative), повелительные (побудительные) (imperative) Порядок слов. Безличные предложения. Структуры Complex Object, Complex subject. Инфинитивный оборот. Причастный оборот. Герундиальный оборот. Инверсия.
Типы предложений: простые (simple), сложносочинённые (compound), сложноподчинённые (complex)
Типы вопросов. Структурообразующие обороты.
|
Прямой речь (Direct Speech)
Косвенная речь (Indirect/Reported Speech)
Cогласованиевремен Sequence of Tenses.
|
Составитель: Зимницкая Е.В., учитель английского языка, высшей квалификационной категории, ГУО “Средняя школа №2 г. Мстиславля”
ПРОГРАММА
по подготовке команды к участию в республиканской олимпиаде по учебному предмету «Английский язык»
10 класс
I. Восприятие и понимание иноязычной речи на слух.
Восприятие и понимание на слух содержания аутентичных текстов различного характера (художественный, публицистический, информационный, прагматический и др.) в предъявлении преподавателя и в звукозаписи. Последующий контроль понимания содержания, прослушанного с разной степенью полноты, исходя из определенных коммуникативно-познавательных задач: аудирование с извлечением основной информации, аудирование с полным пониманием содержания аудио(видео)текста, аудирование с выборочным извлечением информации. Выполнение тестов с различными видами заданий.
II. Говорение
Совершенствование навыков устной речи (диалогической, монологической) с использованием языковых средств (лексика, грамматика, фонетика), оформление высказываний, адекватных задачам, условиям и предмету общения в соответствии с изученными сферами общения:
10 класс
|
Сфера общения
|
Предметно-тематическое содержание
|
Коммуникативные задачи
|
Социально-бытовая
|
Межличностные отношения
|
Рассказать о межличностных отношениях (любовь, уважение, дружба, ответственность, забота);
расспросить о межличностных отношениях (любовь, уважение, дружба, ответственность, забота);
рассказать о своих отношениях с родственниками, друзьями;
посоветовать, как решить возникшую проблему;
обсудить проблему отношений между поколениями.
|
Здоровый образ жизни
|
Обсудить хорошие и вредные привычки;
рассказать о принципах здорового питания и выразить свое отношение к ним;
дать рекомендации по ведению здорового образа жизни;
рассказать о недомоганиях и запросить совет;
убедить собеседника в необходимости здорового образа жизни.
|
Мир моды
|
Рассказать о собственных предпочтениях в одежде;
расспросить собеседника о его предпочтениях в одежде;
высказать мнение относительно школьной формы и обосновать его;
выразить свое отношение к молодежной моде;
обсудить современные тенденции в моде
|
Учебно-трудовая
|
Учеба
|
Рассказать о проблемах, связанных с учебой;
расспросить друга об успехах и трудностях в учебе;
дать советы/рекомендации для повышения эффективности учебы;
обсудить возможности дальнейшего образования;
доказать важность хорошей учебы для выбора будущей профессии;
проанализировать свой стиль учебной деятельности.
|
Социально-культурная
|
Современные средства коммуникации
|
Рассказать о наиболее значимых научных изобретениях в сфере коммуникаций (компьютер, мобильный телефон, глобальная компьютерная сеть Интернет (далее – Интернет));
обсудить роль компьютера/Интернета в современной жизни;
обсудить проблемы, связанные с распространением компьютерных коммуникаций;
доказать преимущества использования современных средств коммуникации;
высказать предположение о перспективах развития средств коммуникации.
|
Социально-познавательная
|
Культурный досуг
|
Рассказать о различных формах досуга;
объяснить свои предпочтения в сфере досуга;
расспросить (зарубежного) друга о предпочтениях в сфере досуга;
рассказать об интересных музеях;
посоветовать посетить музей;
расспросить о посещении музея/театра/кинотеатра;
поделиться впечатлениями о посещении культурного мероприятия;
аргументировать свое мнение по поводу предпочтений в сфере досуга.
|
Погода и климат
|
Рассказать о климатических особенностях Республики Беларусь;
расспросить о климатических особенностях стран изучаемого языка;
представить краткий прогноз погоды;
обсудить планы на отдых с учетом прогноза погоды;
сообщить о стихийных бедствиях в различных регионах мира;
обсудить взаимосвязь погоды, климата, здоровья и деятельности человека.
|
Социально-бытовая
|
Виды жилья
|
Рассказать о видах жилья в Республике Беларусь;
расспросить о видах жилья в стране изучаемого языка;
сравнить виды жилья в Республике Беларусь и стране изучаемого языка;
описать свой дом/квартиру (своей мечты);
сравнить преимущества и недостатки проживания в частном и многоквартирном доме;
высказать предположения о перспективах развития жилья в будущем.
|
Учебно-трудовая
|
Образование
|
Рассказать о системе образования в Республике Беларусь;
расспросить о системе образования в стране изучаемого языка;
обсудить актуальные проблемы системы образования;
высказать предположения о перспективах развития образования.
|
Социально-культурная
|
Средства массовой информации
|
Рассказать о различных источниках информации (печатные издания, радио, телевидение, глобальная компьютерная сеть Интернет в Республике Беларусь;
расспросить о различных источниках информации (печатные издания, радио, телевидение, Интернет) в стране изучаемого языка;
обсудить интересную статью/телепередачу;
сделать краткий обзор основных новостей;
рассказать об известных белорусских и иноязычных газетах и журналах;
высказать мнение по поводу будущего средств массовой информации.
|
Молодежь и общество
|
Рассказать о молодежных организациях в Республике Беларусь и их деятельности;
расспросить о молодежных организациях в стране изучаемого языка и их деятельности;
рассказать о личном участии в работе молодежной организации/союза/объединения;
высказать мнение о проблемах молодежи в современном обществе;
обосновать важность участия молодежи в общественной жизни;
убедить принять участие в акции / волонтерском движении.
|
Искусство
|
Рассказать об известном художнике/скульпторе/фотографе и его произведениях;
посоветовать посетить выставку, музей;
обменяться впечатлениями о выставке, музее;
рассказать об известных памятниках архитектуры Республики Беларусь;
расспросить об известных памятниках архитектуры стран изучаемого языка;
рассказать о видах искусства и своих предпочтениях;
обсудить роль искусства в жизни человека.
|
Социально-познавательная
|
Наука и техника
|
Рассказать о современных научных достижениях/открытиях;
обсудить положительные и отрицательные стороны научного прогресса;
рассказать о выдающихся ученых Республики Беларусь и стран изучаемого языка/мира;
обсудить возможности сотрудничества Республики Беларусь с другими странами в сфере науки и техники;
высказать предположение о приоритетных направлениях развития науки и техники в XXI веке;
обосновать важность развития науки и техники для современного общества.
|
Выдающиеся люди Республики Беларусь и стран изучаемого языка
|
Рассказать о выдающихся людях Республики Беларусь;
расспросить о выдающихся людях стран изучаемого языка;
описать вклад выдающейся личности в развитие общества/науки/культуры;
прокомментировать высказывания известных людей;
высказать мнение о роли личности в развитии общества.
|
III. Грамматика и лексика
Совершенствование грамматических навыков. Выполнение лексико-грамматических тестов с анализом ошибок и объяснением наиболее сложных грамматических явлений.
Местоимения:
личные, вопросительные, указательные, неопределенные, относительные, отрицательные, возвратные, объектные. Абсолютная форма притяжательного местоимения. Место Местоимения в английском предложении.
|
Артикль:
Indefinite Article. Definite Article. Zero Article.
Употребление неопределенного артикля a/an перед гласными и согласными. Исключения. Замена a/an на some или any.
Употребление неопределенного артикля после устойчивых структур.
Indefinite Article перед прямым дополнением.
A/an вместо one. Indefinite Article в устойчивых выражениях.
Особые случаи употребления a/an.
Основные случаи употребления Definite Article The
Употребление артикля the с именами собственными.
Устойчивые выражения с определенным артиклем the. Исключения.
Употребление нулевого артикля. Устойчивые выражения без артикля.
|
Имя Существительное:
Классификация. Простые существительные (Simple Nouns). Производные существительные (Derivative Nouns). Составные существительные (Compound Nouns). Имена собственные (Proper Names). Нарицательные имена (Common Names). Собирательные существительные (Collective Nouns) . Исчисляемые Countable и неисчисляемые Uncountable Существительные.
Притяжательный падеж имен Существительных Posessive Case. Единственное и множественное число имен существительных. Особые случаи образования множественного числа. Имена существительные без формы множественного числа. Имена существительные без формы единственного числа.
|
Имя Прилагательное:
Классификация. Качественные прилагательные (Аdjectives of Quality). Субъективные (Оpinion Аdjectives), объективные прилагательные (Fact Adjectives). Производные прилагательные (Derivative Adjectives). Простые прилагательные (simple adjectives). Сложные прилагательные (Compound Adjectives). Порядок прилагательных в английском предложении Adjective Order。
Неопределенные количественные прилагательные (indefinite numeral adjectives).
Притяжательныеприлагательные (Possessive Adjectives)).
Прилагательные many и much, few, little, a few, a little
Вопросительные прилагательные (Interrogative Adjectives)
Степени сравнения имен прилагательных. Особые случаи образования степеней сравнения имен прилагательных.
|
Наречие:
Классификация: простые (simple), производные (derived), сложные (compound), составные (composite) Adverbs of Manner, Place, Time, Frequency, Degree. Наречия точки зрения Viewpoint adverbs. Образование наречий. Исключения. Место наречия в предложении. Наречия без грамматического показателя Flat Фdverbs. Степени сравнения наречий в английском языке.
|
Имя Числительное:
Количественные Cardinal Numerals. Порядковые Ordinal Numerals. Составные количественные Числительные. Особенности употребления слов hundred, thousand, million. Числительные с “and”
Даты, денежные суммы, дроби, декады, части, номера телефонов, ноль.
|
Глагол:
Классификация. Неличные формы глагола: Parciple I, Partciple II, Gerund, Infinitive и их формы. Смысловые глаголы, вспомогательные Auxiliary Verbs, модальные Modal Verbs и глаголы-связки Linking Verbs. Видо-временные формы глагола The Tenses. Изъявительное, сослагательное, повелительное наклонения глагола: Indicative Mood, Imperative Mood, Conditionals. Страдательный залог The Passive Voice.
|
Предлоги:
Классификация: простые, сложные, производные, составные. Предлоги места, времени, направления, деятеля и инструмента. Соответствие предлогов падежам родного языка.
Предложные обороты. Послелоги. Место предлога в английском предложении.
|
Синтаксис:
Главные и второстепенные члены предложения
Виды предложений : повествовательные (declarative), восклицательные (exclamatory), вопросительные (interrogative), повелительные (побудительные) (imperative) Порядок слов. Безличные предложения. Структуры Complex Object, Complex subject. Инфинитивный оборот. Причастный оборот. Герундиальный оборот. Инверсия.
Типы предложений: простые (simple), сложносочинённые (compound), сложноподчинённые (complex)
Типы вопросов. Структурообразующие обороты.
|
Прямойречь (Direct Speech)
Косвеннаяречь (Indirect/Reported Speech)
Cогласованиевремен Sequence of Tenses.
|
Составитель: Зимницкая Е.В., учитель английского языка, высшей квалификационной категории, ГУО “Средняя школа №2 г. Мстиславля"