Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы психолога поступающим

В любом важном деле психологический настрой играет большую роль. Именно поэтому так важно настроится на успешную сдачу экзаменов и поступление в учреждение образования своей мечты. 

 Во-первых, у вас наверняка есть успешный опыт устных ответов, написания письменных работ, сдачи экзаменов и тестов в устной и письменной форме. Опирайтесь на этот опыт, вспоминайте не провалы, а успехи! Так вы настроите себя на успех, и это поможет вам снова пережить успех во время поступления. Во-вторых, аффирмации ещё никогда никому не вредили. Аффирмации– это формулы самовнушения, которые помогают человеку настроить свое сознание на позитивную волну. С их помощью можно ускорить процесс исполнения желаний. Напишите следующую фразу: «Я легко запоминаю большие объемы информации и легко воспроизвожу любую нужную мне информацию в нужное время в нужном месте» (имеется в виду на экзамене, тесте). Распечатайте эту фразу и повесьте ее дома в разных местах, чтобы она все время попадалась вам на глаза. Во время подготовки к экзаменам, тестам повторяйте эту фразу перед началом и в конце занятий и представляйте, как только что изученный вами материал откладывается в голове, как в папку на рабочем столе компьютера. В нужный момент вам только надо «открыть» эту папку – и информация будет вам доступна. Во время повторения материала представляйте, что вы отвечаете на экзамене, тесте, это будет хорошей тренировкой. Зачастую, препятствием может стать ваши страх и тревога, которые могут помешать вам продемонстрировать свои знания. Обычно, видя спокойную, доброжелательную обстановку, абитуриенты успокаиваются, и начинается обычный рабочий процесс. Но если страх все-таки «накатил», остановите свою деятельность и начните размеренно и глубоко дышать. При этом повторяйте фразу «Я успокаиваюсь и вхожу в рабочее состояние». Потренируйте эту ситуацию, представляя, что вы разволновались, и тогда вы будете уверены, что у вас есть надежный способ быстро успокоиться. Очень важно, чтобы во время подготовки вы спали не менее 7,5 часов в сутки ночью (нарушения структуры сна резко снижают продуктивность и работоспособность). Неоднократно доказано, что накануне экзамена, теста гораздо важнее выспаться, чем пытаться всю ночь что-то учить. Делайте перерывы во время подготовки (доказано, что после 2-х часов непрерывной работы теряется до 80% прочитанной информации). Классический вариант – 10-15-минутный перерыв после часа работы. Лучший способ восстановить работоспособность нервной системы – переключение на другой вид деятельности (какая-нибудь физическая нагрузка, например, часовая прогулка и др.). Продукты, которые помогают нервной системе, хорошо известны: орехи и шоколад в умеренных количествах, на ночь – молоко с медом или какао. (Все это вместе с обычным питанием, а не вместо него!).

ПРАВИЛА САМООРГАНИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ

1. Заранее планируйте свое время так, чтобы в часы занятий вас ничего не отвлекало (визиты друзей, телефонные звонки, звуковые оповещения социальных сетей).
2. Приступая к работе, предварительно организуйте свое рабочее место так, чтобы вас ничего не отвлекало от рабочего процесса.
3. Приступая к занятиям, максимально мобилизуйте свою волю, постарайтесь перестать думать о том, что занимало ваши мысли перед этим. Лучший способ – предварительный просмотр материала задания, составление плана предстоящей работы.
4. Устойчивость внимания во многом зависит от того, насколько хорошо вы понимаете изученный материал. Поэтому, приступая к изучению новой темы, предварительно просмотрите предыдущий раздел. Если же этот материал по какой – либо причине вами не изучался, начинайте с ликвидации существующих пробелов.
5. Если сосредоточить внимание на изучаемом материале мешают волнение, тревога, то читайте изучаемый материал вслух. После того, как вам удастся сосредоточить внимание, читайте изучаемый материал про себя.
6. Старайтесь чередовать чтение с обдумыванием и пересказыванием, решением задач, придумыванием собственным примеров, так как это предупреждает возникновение психического состояния монотонности, при котором устойчивость внимания снижается. Смена учебных предметов при выполнении домашних заданий так же способствует сохранению устойчивого внимания.
7. Контролируйте, подавляйте непроизвольные отключения внимания. Если в процессе чтения вы неожиданно осознали, что на какое – то время «отключились», вернитесь к тому месту, где произошло отключение. Определить это довольно легко: весь предыдущий текст при повторном прочтении будет восприниматься как незнакомый. Естественно, читать без таких возвращений значило бы тратить время попусту, заниматься самообманом. Обязательные возвращения не только обеспечат усвоение воспринимаемого материала, но и будут способствовать повышению общей устойчивости внимания.

КАК НАУЧИТЬСЯ СДАВАТЬ ЭКЗАМЕНЫ

Каждому человеку в жизни приходится проходить через такое серьёзное испытание как экзамен. Время предэкзаменационной подготовки, как правило, связано с волнением и переживаниями. В процессе подготовки к экзаменам большую роль играет: 1. Понимание того, что вы хотите получить от этого экзамена (четко сформулированная цель). 2. Ясное представление о том, ЧТО и КАК надо делать (пути достижения цели). Для успеха, конечно, необходимо хорошее знание предмета, но это знание нужно ещё и продемонстрировать, причем именно тогда, когда это нужно. Волнение в ситуации экзамена, сколь это ни печально, может быть ещё большим врагом, чем не самое блестящее знание предмета. Итак, за спиной нелегкая пора подготовки, накопления знаний. Настало время предъявить миру, насколько эти знания усвоены. Для успешной сдачи экзаменов необходимо учитывать два фактора: теоретическую и психологическую подготовку. Теоретической подготовкой вы занимались на протяжении всего обучения в школе или средне — специальном учебном заведении. Если вы хотите иметь глубокие и прочные знания, а, кроме того, облегчить себе жизнь во время экзамена, то следует приступать к подготовке к экзамену с самого начала изучения предмета.

ОТКУДА БЕРЁТСЯ ПРЕДЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС?

По мнению специалистов, он порождается: Интенсивной умственной деятельностью, Нагрузкой на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения за учебниками, нарушением режима сна и отдыха. Но главный фактор, провоцирующий развитие стресса, — это отрицательные переживания. Предэкзаменационный стресс – это один из самых распространённых видов стресса. Исследования показывают, что экзаменационный период в вузах 48% юношей и 60% девушек заметно теряют в весе, а кровяное давление у них повышается до 140-155 мм ртутного столба Согласно результатам опросов студентов, чаще всего экзаменуемые страдают от головной боли, тошноты, диареи, у них обостряются кожные заболевания, появляются чувство общего недомогания, растерянность, паника и страх. При этом они становятся чрезмерно самокритичными, их мучают плохие сновидения и неприятные воспоминания о прошлых неудачах на экзамене (причём не только своих, но и чужих). Мало кто знает, что у стресса есть и положительные стороны. В малых дозах он просто необходим, т.к. сигнализирует о возникновении проблем и отвечает за нашу «настройку» на адекватное поведение в опасности. В случае экзаменов стресс обеспечивает организм дополнительным адреналином, поддерживая нас в нужной форме. Экзамены – серьёзное испытание на прочность всей нервной системы. Если результат экзамена важен для человека, то совсем избавиться от волнения невозможно. Однако контролировать свои эмоции студенты вполне в состоянии.

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ МОЗГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВО ВРЕМЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНАМ

В начале работы запоминайте лёгкий материал (примерно 20 минут), а потом более сложный. При длительной работе учитывайте наступление умственного утомления и снова переходите к работе с более лёгким материалом. Максимальная интенсивность запоминания возможна в течение 30-40 минут. Отдых должен наступать через каждые 40-50- минут работы на 5-10 минут, при этом наилучший отдых – это физические упражнения либо смена вида деятельности (полить цветы, вынести мусор, выгулять собаку, выпить чашку чая, т.п.). Информация запоминается лучше, если ей придать эмоциональный окрас (для этого можно произносить текст с выражением различных эмоций: удивления, радости, гнева, восхищения). Чем больше интереса вы проявите к запоминаемой информации, тем лучше она запомнится. Известно, что качество запоминания в 7 раз выше, чем при безразличном отношении. Знайте, что лучше наша память работает с 8 до 12 часов и в течение часа перед засыпанием.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОПТИМАЛЬНОМУ ПОВТОРЕНИЮ МАТЕРИАЛА ДЛЯ ЗАПОМИНАНИЯ НА НЕСКОЛЬКО ДНЕЙ

Для лучшего запоминания материала следует повторить 4 раза: — сразу, — через 30 минут, — через 8 часов после второго повторения, — через сутки после третьего повторения. Повторять следует прочитанный текст своими словами и смотреть в книгу только, если не удаётся вспомнить материал в течение 2-3 минут. Определена «кривая забывания», которая показывает, что в течение первых 10 часов после запоминания объём усвоенной информации падает со 100% до 35%, а потом падение резко замедляется. На основании «кривой забывания» и предлагаются рекомендации по повторению усвоенного материала. После запоминания материала в течение 30 минут не следует ничем заниматься. В этом случае Вы запомните в два раза больше материала. В заключение хочется сказать — никогда не сравнивайте себя ни с кем. Это не продуктивно, потому что вы – это вы, со своими сильными и слабыми сторонами, навыками и чертами характера. Даже если вы разочаруете своих близких, друзей, они всегда поймут и поддержат вас, если видят, что вы сделали всё, что было в ваших силах. Не взваливайте на себя непосильную ношу – делайте то, что вы можете! Главные составляющие успеха на экзамене — это умение владеть собой, знание материала, логика построения ответа и стиль общения с преподавателем.

НИ ПУХА, НИ ПЕРА!!!

Разделы сайта