Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Высоцкий Михаил Степанович

Михаил Степанович Высоцкий

Награжден 01.03.2006 (указ № 135 от 01.03.2006). Генеральный директор Научно-инженерного республиканского предприятия “Белавтотракторостроение”. Награжден за значительные заслуги перед государством и обществом, личный вклад в становление и развитие национального автомобиле- и автобусостроения, белорусской научной школы механики и комплексного проектирования мобильных машин, проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, подготовку научных кадров.

Михаил Степанович Высоцкий получил высокое звание героя Беларуси "За вклад в развитие белорусского машиностроения".

Михаил Высоцкий родился в 1928 году в деревне Семежево Минской области. О его детстве мало что известно (по крайней мере в открытых источниках), также как и о том, как он с семьей пережил Великую отечественную войну. Но уже в 1946 году он устроился слесарем-сборщиком на Минский автомобильный завод, а одновременно с работой учился в Минском автомеханическом техникуме, который успешно закончил в 1949 году. В своей дипломной работе Михаил Степанович предложил проект первого конвейера по сборке автомобилей на МАЗе.

Сразу после окончания учебы он перешел на должность конструктора и одновременно начал обучаться во Всесоюзном заочном машиностроительном институте, который окончил в 1955 году.

В 50-х годах Высоцкий принимал активное участие по созданию автомобилей МАЗ-200 и МАЗ-205. А разработанные при его участии прицепы и полуприцепы активно использовались при запуске первого искусственного спутника земли. Большим испытанием стала разработка первого в мире 40-тонного самосвала МАЗ-530. Он, кстати, впоследствии выиграл гран-при на Всемирной промышленной выставке в Брюсселе в 1958 году.

В 1961 году Михаил Степанович становится главным конструктором МАЗа. Именно с этого года начинается расцвет Минского автозавода. Под непосредственным руководством Высоцкого были разработаны десятки моделей автомобилей, в том числе и для Камского автомобильного завода. Перечислять их все нет необходимости.


МАЗ-2000 “Перестройка”. На постаменте перед заводом

Вспомнить можно о проекте автомобиля, который, к сожалению, так никогда и не был выпущен – МАЗ-2000 “Перестройка”. В 1988 году он получил золотую медаль Большого парижского автосалона и был официально признан “Автомобилем XXI” века. Но из-за развала СССР и кризиса, “Перестройка” так и не вышла на конвейерное производство, хотя интерес к данному автомобилю проявили многие европейские страны. Единственная сохранившаяся на сегодня “Перестройка” установлена на постаменте около завода.

Михаил Высоцкий выступил инициатором создания на МАЗе производства отечественных автобусов, которое и началось в 1992 году. Именно благодаря этому на наших дорогах сегодня ездят белорусские автобусы.

Кроме разработки новых моделей, Высоцкий занимался и научной деятельности. Его труды стали основой для совершенствования автомобильного производства и его развития. Им опубликовано более 450 научных статей, издано 20 монографий, получено более 100 патентов. В 1989 году он стал действительным членом Академии наук БССР. Активно занимался преподаванием и обучением.


МАЗ-200

Можно с уверенностью сказать, без Михаила Высоцкого МАЗ сегодня был бы совсем другим предприятием, если бы вообще был.

В 1997 году Международный биографический центр в Кембридже присвоил Михаилу Высоцкому звание “Человек года-1997”. Также в этом году ему была вручена Медаль Чести за выдающиеся достижения в науке. А Американский биографический институт внес имя Михаила Высоцкого в список 5000 ученых, внесших наиболее значительный вклад в развитие науки 20 века.


МАЗ-530

Кроме всего прочего, Михаил Высоцкий выступал также и редактором специализированной литературы. Среди самых заметных из таких работ – энциклопедия “Машиностроение” (Россия), журнал «International Journal of Vehicle Design» (Великобритания).

В 2002 году Высоцкий решением Совета Министров назначен генеральным конструктором по автомобильной технике Республики Беларусь. С 2006 года и до последних дней был генеральным директором научного учреждения «Объединенный институт машиностроения Национальной академии наук Беларуси»

К сожалению, 25 февраля 2013 года Михаил Степанович умер. Похоронен на Восточном кладбище Минска.

Другие награды. Перечислять их можно бесконечно. Напишем лишь самые заметные из них: орден Трудового Красного Знамени, Государственная премия СССР, орден Ленина, Государственная премия БССР, Заслуженный работник промышленности СССР, Орден Отечества III степени, медаль имени Королева, Орден Отечества ІІ степени, звание Почетный гражданин Минска, Медаль Чести.


Табличка на Доме-музее М.С.Высоцкого

Память. На малой родине Высоцкого, в поселке Семежево, был открыт Дом-музей Героя Беларуси М.С.Высоцкого.

В 2014 году имя Высоцкого было присвоено Минскому государственному автомеханическому колледжу.

Михаил Высоцкий – основоположник белорусского машиностроения. Научные работы Михаила Степановича ценятся во всем мире. Автомобильные заводы из других стран учились опыту у Высоцкого, перенимали его идеи и разработки. И это не говоря о его достижениях в должности Главного конструктора МАЗа. Он проработал на Минском автозаводе 50 лет, 36 из которых был Главным конструктором.

Разделы сайта